К основному контенту

Стены из синей глазури и другие чудеса Самарканда


источник (опубликованно 20 сентября 2010)

Фоторепортаж

Жаркий Узбекистан, древнейший Самарканд, столица Империи Тамерлана – место, где началась охота за впечатлениями. Таинственный, как все восточное, город впечатляет своей небывалой старинной роскошью: сотни квадратных метров мозаики, минареты, мечети, покрытые синей глазурью.

Архитектура действительно впечатляет! Гид рассказал нам, что практически все старинные здания и убранства к ним сделаны из глины. Весь город, как будто соткан из глиняных «кружев» с коричневыми и синими отливами. И это неудивительно, ведь под палящим среднеазиатским солнцем глина, даже необожженная практически вечна. 



На одно из красивейших мест Узбекистана – площадь Регистан – нашим охочим до впечатлений посчастливилось взглянуть с весьма необычной точки: минарета медресе Улугбека. Гиду команды, Максиму, удалось договориться с местной милицией. «Подъем по узким ступенькам винтовой лестницы напомнил о себе болью в ногах на следующий день, но «путешествие» стоило того! С вершины башни, места, где муэдзины веками призывали мусульман к молитве, открывался совершенно потрясающий вид!», - делился впечатлениями Миша, победитель проекта.

Наверху гид поведал нам историю Улугбека, внука Тамерлана. Он известен как выдающийся астроном и астролог. Обсерватория Улугбека – одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья. Ученые изучали звезды при помощи стенного квадранта радиусом 40 метров и с рабочей частью от 20° до 80°. В то время прибору не было равных в мире. Здание обсерватории было разрушено после смерти Улугбека, но за время работы здесь составлен Гурганский зидж – каталог звездного неба, в котором описаны 1018 звезд. Там же определена длина звездного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд).

А мы тем временем отправились дальше. И в одном из мавзолеев комплекса Шахи Зинда («Живой царь»), где покоятся останки самаркандской знати, команде «Бочки Впечатлений» посчастливилось услышать как мулла нараспев читает молитву. Ритмичная речь в священном месте на незнакомом языке завораживает, наполняя душу спокойствием и придавая сил. 


В другом мавзолее, Гур-Эмир («Могила царя»), похоронен сам Тамерлан. Внешний купол Гур-Эмира огромен – лишь высота его двенадцать с половиной метров! Впечатляет и уникальный по своей сложности рисунок из глазурованных кирпичей.

Глядя на строения комплекса, понимаешь, что искусство глазурованной керамики и облицовки зданий достигло в средние века наивысшего расцвета. И каждая плитка на своем месте. К примеру, наш гид рассказал нам, что минареты и сверху и снизу покрыты одинаковым числом равных по размеру плит, хотя диаметр основания гораздо больше вершины. Интересный факт – оказывается, чтобы добиться такой точности мастера варьировали ширину швов, тем самым добиваясь соблюдения пропорций. Действительно скрупулезная работа, благодаря которой создается впечатление, что верхушка минарета уходит прямиком в небо!

Масштабы медресе и мавзолеев поражают, а осознание того, что с каждым зданием связана какая-нибудь невероятная история, уходящая корнями в глубокую старину, действительно будоражит воображение. Команда «Бочки Впечатлений» убедилась, восточные люди, как никто другой умеют хранить прошлое, отдавая дань традициям.

Что еще поразило в Самарканде? Цены и изобилие бесценных товаров! Неудивительно! Ведь ремесленники Самарканда были известны еще в древности. И до сих пор, на местном рынке можно приобрести чапан (мужской халат) ручной работы за 20 долларов, уютные тапочки из верблюжьей шерсти за 3 доллара, а за тюбетейку отдадите меньше доллара. И, конечно, огромный выбор синей керамики – расписные блюда для плова, изысканные пиалы, чеканные кувшины и подносы. А стоит ли говорить о коврах из шерсти и шелка, которые делают прямо на ваших глазах. 


Во время прогулок по историческому центру Самарканда, слушая гида, мы узнали, что родственные связи чрезвычайно сильны на Востоке. В этом убеждаешься постоянно, даже невольно подслушав разговор на городском рынке. «Мы успели прочувствовать доброту, гостеприимство и дружелюбие этих людей. Однозначно у многих россиян неверный стереотип о местных жителях. Меня впечатлили их отзывчивость и внимание», - уже вечером говорил Витя, друг победителя, и вся команда была с ним согласна. Сидя за шикарным столом на свежем воздухе в одном из лучших ресторанов Самарканда, все еще раз насладись восточным гостеприимством. Кто пробовал настоящие узбекские помидоры прямо с грядки и мясо молодых барашков, еще недавно блеявших на вольном выпасе, – тот поймет! И все это, только представьте, под кружечку прохладного пива «Золотая Бочка»... Описывать вкус блюд просто нет смысла – настолько непередаваемы были ощущения от ужина!

Это всего лишь впечатления одного дня! От обилия эмоций, полученных за день, сердце стучит быстрее! И, несмотря на бессонную ночь, сна ни в одном глазу. Впереди нас ждала пустыня красных песков Кызылкум.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ислам Каримов хочет, но не может?

Ядгор Норбутаев  |   fergananews.com | 10/10/2011   Георгий Аполлонович Гапон, более известный в советской историографии как «поп Гапон», личность, прямо скажем, легендарная. Таинственная, сакральная, своего рода persona incognito. Священник, некоторое время сотрудничавший с царской охранкой и водивший дружбу с самим начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым. Пламенный трибун, новоявленный мессия для рабочего люда с санкт-петербургских окраин, впоследствии революционер-авантюрист, занимавшийся поставками в Россию предназначенного для восстания оружия, et cetera, et cetera. Красавец мужчина с иконописным лицом и бешеным темпераментом. Петр Кропоткин считал Гапона своим личным другом, Максим Горький, рассказывают, не мог сдержать слез умиления и восторга при встречах с ним. Владимир Ульянов-Ленин проводил долгие часы в беседах и спорах с Георгием Аполлоновичем, и даже известный боевик-террорист Борис Савинков в своих мемуарах признается, что порой

Девиз Хамаса гласит: Мы любим смерть так же как евреи любят жизнь.

Quote: "The motto of Hamas says: We love death as well as the Jews love life." Цитата: "Девиз Хамаса гласит: Мы любим смерть так же как евреи любят жизнь."

Навальный в эфире, митинги и президентская программа

Утреннее политическое шоу Любови Соболь и Николая Ляскина. Смотрите нас по будням в девять утра по московскому времени. Самые острые темы и самые колкие комментарии. Соведущий эфира — Алексей Навальный. Обсудили митинг 26 марта, президентскую программу, разбитые дороги, оскорбление чувств верующих и другие темы.